О РЕЙТИНГОВОЙ  СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ  УСПЕВАЕМОСТИРейтинг студента - индивидуальная оценка качества подготовки студента. Рейтинговая система оценки успеваемости студентов используется для организации и управления учебно – воспитательным процессом в университете и служит  для определения показателей учебной работы студента, а также для оценки качества знаний при освоении основной образовательной программы. Ее суть состоит в следующем.

Во-первых, знания студентов по каждому предмету оцениваются не по четырехбалльной шкале, как в школе (2, 3, 4 или 5), а по стобалльной. Это означает, что по окончании изучения предмета студенту будет выставлена оценка от 0 до 100 баллов. Количество балов от 91 до 100 баллов соответствует оценке «отлично» (5), от 76 до 90 - «хорошо» (4), от 61 до 75 «удовлетворительно» (3), меньше 61 - «неудовлетворительно» (2).

Во-вторых, баллы по предмету студент набирает не только на экзамене или зачете, но на на протяжении всего периода обучения. В нашем университете на протяжении семестра проводится одна текущая аттестация и одна промежуточная (экзамен или зачет в период сессии), после которых преподаватель заносит в специальную  ведомость баллы, набранные студентами по его предмету, которую  сдает в дирекцию института. На первом же занятии преподаватель должен объяснить студентам, сколько баллов и за что они могут получить, как будет формироваться итоговая оценка, по дисциплине.

Сумма набранных баллов в соответствии с Положением о рейтинговой системе переводится в обычную оценку (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно), которая и выставляется в зачетную книжку.

В-третьих, если студент в семестре по какому-нибудь предмету наберет меньше 40 баллов, он не будет допущен к экзамену или зачету. Студент должен научиться системно учиться в течение всего учебного года, а не только в период сессии.

Знания, полученные за 3 дня при подготовке к экзамену, не могут быть качественными. Студенту предстоит повторно изучить этот предмет еще раз на каникулах или в следующем семестре.

В-четвертых, рейтинговая система потому и называется «рейтинговой», что позволяет определить рейтинг каждого студента в группе, на курсе как по конкретной дисциплине, так и по сумме всех дисциплин. В последнем случае баллы, набранные студентом по всем предметам, суммируются и делятся на число предметов. По полученным результатам определяются лучшие студенты в группах, на курсах и т.д. По окончании обучения в университете в приложении к диплому будет указываться количество набранных баллов по каждому предмету, а также место, которое студент занял среди всех выпускников по своей специальности (первый из 25, сорок четвертый из 45 и т.д.)

ЗАЧЕМ НУЖНА РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА?
Во-первых, с помощью рейтинговой системы можно гораздо точнее определить уровень знаний студента. Старая система с ее четырьмя оценками и только по предметам, по которым предусмотрен экзамен, не позволяет этого сделать. Кроме того, она менее субъективна, менее зависима от везения на экзамене, чем традиционная четырехбалльная.

Во-вторых, рейтинговая система требует от студента постоянной работы во время семестра, а не только во время сессии. Прилежным студентам легче учиться и легче готовиться к экзамену или зачету. Нерадивых студентов она «подстегивает» и не дает им возможности прогуливать занятия, откладывать учебу до сессии. Побеждает в рейтинге тот, кто умеет трудиться, ответственно относится к учебе, добросовестно выполняет все задания преподавателя. Известно, что при такой регулярной работе достигаются наилучшие результаты обучения, формируется прочная система знаний, устойчивых навыков.

Именно умение системно работать и постоянно учиться - одно из важнейших условий успешной карьеры.

В-третьих, отношения между студентом и преподавателем становятся более ясными. Если точно определены правила игры, их труднее нарушать. У студента, как правило, не возникает вопросов, почему в итоге он получил на экзамене именно такую оценку.

Права  и обязанности  студента в рейтинговой системе
На первом занятии преподаватель обязательно знакомит студентов с порядком начисления баллов, количеством баллов, присваиваемых за каждый вид работы.

Студент должен быть ознакомлен с набранными суммами баллов преподавателем во время занятий и (или) консультаций не менее двух раз за семестр: на неделе, следующей за неделей текущей аттестации, и на последней неделе перед сессией («зачетной неделе»). Студент, работая с преподавателем в течение семестра, уже с первой недели, оценивая свои успехи, знает, как повышается его оценка, и в конце обучения может с высокой вероятностью определить ее возможное итоговое значение.

Студенты обязаны сдать все аттестации в строгом соответствии с графиком учебного процесса, с учебными планами, а также утвержденными программами, едиными для всех форм и технологий обучения, головного вуза и его филиалов.